Размер стиха — это система, по которой организуются чередования ударных и безударных слогов в поэтической строке. Размер определяет ритмический рисунок и темп стихотворения, влияет на его настроение и интонацию. В классической поэзии выделяют пять основных размеров.
Двусложные размеры:
1. Хорей — ударение падает на первый слог стопы. Пример:
«Скрипка плачет, плачет флейта…»
Хорей делает стихотворение лёгким, напевным, создает ощущение ритмичной поступи.
2. Ямб — ударение падает на второй слог. Пример:
«Люблю грозу в начале мая…»
Ямб считается наиболее классическим и универсальным размером, часто применяется в торжественных, строгих стихах.
Трёхсложные размеры:
1. Дактиль — ударение на первом из трёх слогов. Пример:
«Светозарный и тихий вечер…»
Дактиль делает звучание плавным, иногда торжественным.
2. Амфибрахий — ударение на втором, среднем слоге. Пример:
«На заре ты её не буди…»
Амфибрахий придаёт стихотворению плавность, тягучесть.
3. Анапест — ударение на последнем, третьем слоге. Пример:
«И плывёт по реке корабль…»
Анапест звучит легко, часто используется для описания динамичных или мечтательных сюжетов.
Размер стиха также указывается числом стоп в строке. Например, ямб может быть двухстопным, трёхстопным, четырёхстопным и так далее. Чем больше стоп в строке, тем длиннее и более развернутым становится стихотворный ритм.
Особенности восприятия размеров
Ямб и хорей чаще применяются в классических формах русской поэзии. Трёхсложные размеры встречаются реже, но дают поэту больше свободы в создании мелодичности.
Выбор размера зависит от задачи автора:
• Ямб подходит для рассказа, повествования, строгих описаний.
• Хорей хорош для песен, колыбельных, напевных форм.
• Дактиль звучит торжественно.
• Амфибрахий — мягко и мелодично.
• Анапест — легко и непринуждённо.
Примеры из классики
• Хорей: «Парус белеет одинокой…» (М. Лермонтов)
• Ямб: «И скучно и грустно…» (М. Лермонтов)
• Дактиль: «Радостным эхом отданный зал» (В. Брюсов)
• Амфибрахий: «Выхожу один я на дорогу…» (М. Лермонтов)
• Анапест: «И летит голубок на поля…» (А. Майков)
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К ЛЕКЦИИ 6
1. Напишите четверостишие в четырёхстопном ямбе на тему времени года.
2. Приведите пример четырёхстопного хорея из любого известного стихотворения и сделайте его ритмическую разметку.
3. Найдите пример трёхсложного размера (дактиля, амфибрахия или анапеста) в классической русской поэзии и укажите, какой это размер.