Поиск

ЛЕКЦИЯ 1. ПОЭЗИЯ И ПРОЗА. КТО ТАКОЙ ПОЭТ?

Для кого предназначена наша Школа

 

Прежде всего, стоит уточнить: наша задача — не «сделать» из вас поэта или писателя. Талант и призвание даются природой или судьбой. Но любое дарование требует развития и работы над собой. Мы предлагаем инструменты, которые помогут вам обрести уверенность и мастерство, раскрыть свой потенциал и углубить понимание поэзии.

Эта Школа будет полезна:

                  1.              Читателям, которые хотят научиться глубже понимать поэзию, осознанно воспринимать произведения, а не ограничиваться поверхностной реакцией «нравится/не нравится». Вы научитесь объяснять себе и другим, почему то или иное стихотворение производит впечатление.

                  2.              Тем, кто стремится расширить кругозор, познакомиться с классической и современной поэзией, узнать, как развивалось искусство стиха на разных этапах истории.

                  3.              Начинающим авторам, пишущим стихи или прозу. Вы научитесь основам композиции, узнаете, как создать выразительный образ, ритмически выстроить текст, подбирать точные слова.

                  4.              Тем, кто работает с текстом профессионально: редакторам, копирайтерам, журналистам. Понимание поэтической структуры помогает сделать любой текст образным, живым и убедительным.

Чем отличается поэзия от прозы?

Каждому, кто работает со словом, важно уметь формулировать свои мысли и доносить их до читателя. Для этого необходимо не только обладать собственными идеями и переживаниями, но и уметь выразить их в форме, которая будет понятна и близка другим.

На первый взгляд кажется, что чувства есть у каждого. Однако поэт — это человек, способный выносить свои мысли из глубины подсознания, облекать их в образ, который тронет другого. Это умение требует особой тренировки.

Основное различие поэзии и прозы:

                  •                Проза передает информацию, описывает события, объясняет причины.

                  •                Поэзия — это язык образов и эмоций. Она создает настроение, передает состояние души, вызывает ассоциации и переживания.

Пример:

Обыденная информация:

                  «Длина Днепра — 2285 километров. Река судоходна почти на всем своем протяжении.»

Поэтический образ у Гоголя:

                  «Чуден Днепр при тихой погоде… Его величественная ширина кажется стеклянной дорогой, сверкающей и бесконечной…»

В первом случае мы получаем факт, во втором — картину, эмоциональный отклик.

Что такое литература и художественное слово?

Литература — это любое использование письменной речи: от инструкций и учебников до романов и поэм. Но когда мы говорим о художественной литературе, мы имеем в виду тексты, главной задачей которых является воздействие на чувства и воображение читателя.

Художественная литература бывает:

                  •                Прозаической (рассказы, романы);

                  •                Поэтической (стихотворения, поэмы).

 

Граница между поэзией и прозой условна. Существуют поэмы в прозе (например, у Тургенева) и романы в стихах (например, «Евгений Онегин» Пушкина). Отличие не столько в форме, сколько в способе восприятия.

Почему поэзия требует труда?

Существует миф, что стихи пишутся «по наитию»: стоит поэту испытать вдохновение — и строки льются сами собой. На самом деле даже величайшие поэты оставляли после себя массу черновиков. Александр Сергеевич Пушкин многократно переделывал свои строки, пока не находил наиболее точное и выразительное звучание.

 

Настоящее стихотворение начинается задолго до того, как появляется первая строчка. Сначала рождается переживание, затем возникает потребность его выразить, потом наступает работа над формой и ритмом.

Как писал Тютчев:

                  «Мысль изречённая есть ложь»

Поэт должен так тщательно выбрать слова, чтобы передать суть того, что иначе невозможно объяснить.

Кто такой поэт?

Поэт — это человек, способный передать состояние своей души, вызвать у читателя не только понимание, но и соучастие, резонанс чувств.

Марина Цветаева писала в письмах Рильке:

                  «Когда я говорю об этом, это ложь, когда молчу — это правда. Когда пишу стихи — снова правда.»

Поэт умеет выразить молчание души словами, чтобы эти слова стали откровением для другого.

Пример работы поэта

Весной 1937 года Осип Мандельштам пишет о Воронеже. Внешне — описание города, ландшафта, но по сути — это передача внутреннего состояния, отчаянной надежды и тихого возрождения.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К ЛЕКЦИИ 1

Определите авторов следующих строк (не пользуйтесь поиском!):

А)

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд…

Б)

Хочу у зеркала, где муть

И сон туманящий…

В)

Было душно от жгучего света,

А взгляды его — как лучи…

Г)

Пусти меня, отдай меня, Воронеж…

Д)

Помчал на дачу паровоз…

Подписаться

на Нашу Рассылку